Собаки в Древнем мире
Собаки являются частью древнейшей истории человечества. Раскопки, проходившие в древнем храме Гёбекли-Тепе, расположенном в Турции и датированным примерно 9 тысячелетием до нашей эры, представили доказательства существования одомашненных собак. В древнейшей истории мы также находим доказательства о существовании домашних собак в «Эпосе о Гильгамеше» - одном из старейших литературных произведений, созданных в Древнем Шумере в 22 веке до нашей эры. Богиня Инанна (в шумерской мифологии и религии - центральное женское божество) имела 7 охотничьих собак.
Еще один случай описания домашней собаки мы встречаем в «Махабхарате» – великом древнеиндийском эпосе, крупнейшем литературном произведении мира. Король Юдхиштхира (герой «Махабхараты», повелитель мира) делает паломничество к месту своего последнего упокоения. В дороге его сопровождают все члены семьи и верный пес. Один за другим члены его семьи умирают в пути, только собака остается рядом с ним. Когда, наконец, Юдхиштхира достигает вратов рая, его приветствует проводник. Он говорит Юдхиштхира, что с собаками в рай заходить нельзя. Юдхиштхира разгневан, он спрашивает почему собаке нельзя отправиться с ним на небо, но не получает ответа. Юдхиштхира говорит, что предпочитает оставаться со своей собакой на земле или даже отправиться в ад, чем продолжать свой пути без верного пса. Проводник у ворот говорит Юдхиштхира, что это было испытание на его добродетель и, конечно же, собаку можно взять с собой в рай.
В Древнем Египте образ собаки была связан с божеством Анубисом – проводником умерших в загробный мир. Домашних собак хоронили в храме Анубиса в Саккаре для того, чтобы помочь им легко перейти в мир иной и где бы собаки получили такую же жизнь, которую имели и на земле.
Древняя мозаика, найдена во время раскопок в Александрии. Размеры: 1,35м х 1,35м. Материал: цветной мрамор и известняк. Датируется: 2 век до нашей эры.
Фрагмент мозаичного пола, который характеризуется высоким художественным мастерством. Сделан для королевского дворца. Центральная часть в форме круга, в центре изображена собака с перевернутым сосудом. Детали сцены, отражение света на металле выполнены с большой точностью. Внешний вид собаки представлен максимально реально, с мельчайшими деталями. Этот художественный стиль называют "opus vermiculum"
Собаки высоко ценились в семьях Древнего Египта. Когда собака умирала, семья, если она могла себе это позволить, мумифицировала собаку с таким же почтением, как и других членов семьи. В связи со смертью собаки в семье было великое горе, в знак этого все члены семьи сбривали брови. Также собак часто хоронили со своими хозяевами, чтобы они смогли и в загробной жизни быть вместе.
Клички древнеегипетских собак были различны: «Бравый», «Надежный», «Хороший Пастух», «Северный Ветер», «Антилопа». Клички собакам, по-видимому, давали исходя из их качеств. У некоторых собак встречаются числовые клички: «Первый», «Второй» и т.д. Также в некоторых древних текстах встречаются такие названия, как «Собака Короля».
Собака была важной частью древнеегипетского общества. То же самое относится и к Древней Греции. В древнегреческой литературе известен трехглавый пес Цербер, охранявший врата ада. Еще одним примером является чернофигурная вазовая живопись, где изображены Геракл и Цербер (ваза находится сейчас в Лувре в Париже, Франция). В Древней Греции, как и в древнем Шумере, собака была связана с богами – у богини Артемиды были охотничьи собаки, у богини Гекаты был черный дог.
Вероятно, самой известной историей о собачьей преданности является история Аргоса, верного пса Одиссея. После двадцатилетней войны Одиссей прибыл на родину в Итаку. Он хочет пробраться в свой дом в образе нищего, только его сын Телемах знает об этой тайне. Когда Одиссей подошел к своему дому, то увидел Аргоса, лежавшего на куче навоза. Пес был очень стар и болен. Аргос мгновенно узнает своего хозяина, у него еще хватает сил приветствовать хозяина вилянием хвостом, но встать он уже не может. Одиссей не может подойти к Аргосу, потому что так он рассекретит себя. Дождавшись своего хозяина, верный пес после стольких лет ожидания сразу же умирает.
Так же как и в «Махабхарате» здесь показана верность и преданность собаки своему хозяину, невзирая на то, подойдет ли хозяин к собаке или нет, возьмет с собой в рай или не возьмет.
В Древнем Риме археологи находят мозаики с изображением собак. Это говорит нам о том, что собаки очень ценились в качестве хранителей дома.
В Древней Индии, Шумере, Древнем Египте и Древнем Риме были глубокие связи человека с собакой. Древние греки считали собак невероятно умными животными. Платон говорил о собаке как о «достойной уважения». Отношения ко многим животным на протяжении многовековой истории претерпевали изменения. Но только отношение человека к собаке остается стабильным и постоянным. Собака – это, в первую очередь, лучший друг и компаньон человека, самый верный и преданный.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии