Что символизирует собака
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
С древнейших времен собака верно служит человеку: помогает ему на охоте, охраняет его стада от хищников и место обитания от воров, развлекает детей, а северные народы испокон веков использовали собак как ездовых животных. Логично, что за собакой прочно укрепилась позитивная символика. Изначально она стала олицетворением преданности и верности, а природное чутье сделало ее эмблемой бдительности. У восточных народов, в частности, китайцев и японцев, собака — символ надежной защиты. Надежность и охрану в этих странах издавна ценят особенно высоко.
В древней мифологии нашего четвероногого друга чаще всего связывали с богами подземного Царства Мертвых: это египетский Анубис, индуистский Яма, греческие Аид и Гекатой и многие другие. Собака служила проводником душ умерших, либо охраняла ворота ада – по сути, занималась своими прямыми обязанностями. Адскому псу, соответственно, придавалась соответствующая внешность. К примеру, Цербер, страж греческого ада, имел три песьи головы, издававшие грозное рычание. Этот же образ умыкнула Джоан Роулинг для своего Гарри Поттера.
Наши предки неизменно связывали собаку с Царством Мертвых. Дело было, видимо, в ее обостренном чутье. Собака часто настораживается, начинает выть без видимой для человека причины, а объяснение такому поведению хотелось иметь. Родилось поверье, будто собака способна увидеть духов. До сегодня сохранилось суеверие, что собака воет к покойнику, поскольку чувствует Смерть. Зато функции собаки в загробном мире были аналогичны земным.
Чудовищные псы, враги людей, встречаются в мифах разных народов. Как правило, они олицетворяют непонятные явления природы. В корейских мифах живут «огненные собаки» пулькэ или хвагу, сожравшие солнце и луну. Хорошее объяснение тому, куда они деваются, время от времени, с небосклона. В скандинавской мифологии злобный огромный четырехглазый пес Гарм, олицетворяя разрушительные стихийные силы, сорвался с цепи и угрожал гибелью всему миру.
Но в собачьем обличье злых мифических созданий куда меньше, чем добрых. Китайский Тяньгоу, «небесный пес» отвращает все беды и напасти, его явление предшествует воцарению мира и спокойствия. О войне он тоже предупреждает людей, посылая на землю яркие болиды.
В армянской мифологии существуют аралезы, они есть духи умерших собак. Это спутники убитых в сражениях солдат – они слетаются на поля отгремевших боев и зализывают раны убитых солдат, благодаря чему некоторые из павших воинов оживают.
Алышкентыр в абхазских мифах наделен сверхъестественной силой. Он способен, разгневавшись, в мгновение ока истребить множество собак или наслать на них бешенство. Если же попросить его в молитве, то Алышкентыр способен осчастливить человека умной и преданной собакой.
В средневековых легендах отдельное место занимают странные предания о кинокефалах — людях с собачьими головами. Клавдий причислял к ним одно из индийских племен. Он написал о них как о честных и добрых людях , занимающихся скотоводством и охотой. Совершенно разумных, но лишенных дара речи. Марко Поло упоминает о них же как о диких людоедах . О кинокефалах писали и Плиний Старший , и Адам Бременский, и некоторые другие авторы античности и Средневековья, только их «авторитетные» свидетельства основывались на досужих вымыслах. А Марко Поло, действительно повидавший мир, видимо наблюдал за дикими андаманцами с немалого расстояния, опасаясь угодить им на закуску.
В разных религиях народов мира суждения о собаках разделяются. Иудеи и мусульмане считают их нечистыми животными, олицетворениями жадности и угодливости. А древние греки и персы утверждали, что собака — самое чистое животное, обладающее мистической силой. В маздеистском культе собаку хоронили их с почестями, как выдающихся людей, в специально предназначенных для этого склепах — оссуариях. Ацтеки вообще бальзамировали умерших собак. А в буддизме отношение к собаке более чем презрительное. Будда изрек однажды: тот, кто живет как собака, тот после своей смерти перевоплотится в собаку.
Можно сказать, что в Христианстве собака вызвала очередной церковный раскол. Католическая церковь считала ее символом верности и бдительности, особенно по отношению к еретикам, а Русская православная церковь называла собаку подлым и греховным существом. Слова «пес», «собака», «сукин сын» и многие другие в русском языке являются бранными. Взять, хотя бы, идиому - «Собаке — собачья смерть!».
В христианской иконографии собаке принадлежит особое место. На известном средневековом лике собака Доминика держит в пасти горящий огнем факел, который символизирует пламенную веру. Благодаря символической игре слов («Dominus» на латинском означает «Господь», а «canes» — «собаки»), доминиканцев прозвали «псами Господними».
В православной иконографии по описанным выше причинам собаке нет места.
Что символизирует собака в изобразительном искусстве? Зачастую она является атрибутом нескольких аллегорических фигур: Обоняния, Верности и Меланхолии. В портретной живописи четвероногий друг олицетворяет супружескую верность, когда изображен на коленях или у ног женщины. В геральдике пес всегда изображается в профиль – идущий, сидящий или лежащей. В английских и венгерских гербах зачастую использовались профильные изображения собачьей головы.
В мировой истории эмблема собаки широко использовалась всегда: и в древние времена, и в Средневековье, и даже в Новейшие времена. Причем, начиная с мрачной эпохи, собака становится символом палачества. На Руси эмблему собачьей головы носили опричники Ивана Грозного. Собачья голова символизировала слепую преданность царю, готовность вынюхивать «измену» и истреблять ее, подобно бешеной собаке. Возможно, именно в этом периоде следует искать причину ненависти к собаке в православной церкви, которая сурово осуждала кровавый террор и стремившегося к безмерной власти грозного царя.
Безусловно, уподобление выродков рода человеческого прекрасному образу собак является незаслуженным оскорблением. Но это далеко не все неприятности, которые принес человек доброму, верному и преданному животному...
Хочу уточнить про позицию православия на счет собак. Сама интересовалась этим вопросом, могу заверить, что православная церковь сегодня очень спокойно относится к собакам. Любой священник скажет, что собака такое же создание Божье, как и любое другое живое существо. Давно пересмотрены понятия "чистых" и "нечистых" животных. Между прочим, многие православные святые любили собак. У Св.патриарха Тихона, например, жил сенбернар. У многих священников дома живут собаки, и это не считается никаким грехом.
Да, изначально, собака была дворовым животным, которому вход в дом закрыт, но давно уже ситуация изменилась. Один уважаемый мною батюшка сказал, что теорию о том, что собаку нельзя держать в доме, сейчас пытаются поддерживать люди, которые просто ненавидят собак. Да, запрещено собакам находиться в храме, но это естественно, там им не место. А фраза из Евангелия "Не давайте святыни псам...", которой зачастую аппелируют собаконенавистники, относится на самом деле, к недостойным людям, а не к собакам.
Безусловно, в наше время ситуация изменилась. Но я и не утверждала, что это не так. Написала об историческом факте, который имел место быть. Никуда теперь от него не денешься.
Я думаю, что корни проблемы действительно лежат в опричниках Ивана Грозного. Народная память, особенно зла, долгая-предолгая.
А я хочу продолжить разговор о том, что собакам приписывается способность видеть духов. Знаете, среди моих знакомых много собачников. И каждый из них сталкивался в своей жизни хоть раз с необъяснимым поведением своей собаки. У одних собака предчувствовала беду, у других постоянно смотрела в пустоту, будто что-то видела, и при этом рычала. Странно и не понятно, почему именно так ведут себя собаки.
Я взяла Зосю практически сразу после смерти моей прежней собаки, Тоси. Удивительно, но Зося никогда не ложилась в тех местах, где любила лежать Тося. Она как-будто обходила эти места. А еще она часто смотрела туда с щенячьим любопытством. Может-быть она тоже что-то видела?
А у Вас были подобные истории?
Во-первых, хотелось бы поблагодарить автора статьи, за кропотливый труд в освещении этой темы. Почерпнула для себя, много интересного. Во-вторых, хотелось бы коснуться отношения к собаке, со стороны церковных служителей. Eсли, к запрету заводить животных в храм, я отношусь с пониманием (в чужой монастырь, со своим уставом не ходят), то утверждение, что у собаки нет души, лично у меня вызывает сомнения.
Согласен с вами. Утверждение что у собак нет души, мне кажется перебор. У любого живого существа она есть, просто развита (в духовном смысле) не так сильно, как например у нас.
Стоит только посмотреть им в глаза, как все станет ясно))
Можно просто взять справочник, толковый словарь и почитать.)))
"Душа:
— совокупность психических явлений, переживаний, основа психической жизни
- чувство, отзывчивость, пыл,
- т.д.
Кто станет отрицать, что у собаки, - существа, между прочим, оДУШЕвлённого - нет души? А если посмотреть, как хозяин с псом живут? Сразу вспомним " Душа в душу" .
Душа живая есть у всех, и способность сопереживать, и является верным признаком наличия души у животного.Вспомните как у Юрия Никулина, прихватило спину во время репризы на арене, а пес который должен был на него прыгнуть, сделал это осторожно, осторожно.Это явно говорит о способности к сочувствию.То есть о душе.
Никто и не отрицает, что душа у собаки есть. Церковь говорит лишь о том, что душа животного, в отличие от души человека, не является бессмертной. Именно потому, что собака, как и любое другое животное, может чувствовать, переживать, но не может верить. Только вера делает душу бессмертной.
Тем, кто терял своих собак, такая точка зрения особенно тяжела. Так хотелось бы еще когда-нибудь встретиться со своей ушедшей за Радугу собакой.
Думаю то, что собака символизирует в большей степени зависит от породы собаки. Ну что может символизироваться чихуахуа, вероятно только гламурность её хозяина, а если взглянуть на Хаску или обычную немецкую овчарку, то сразу бросается в глаза благородство, храбрость, не побоюсь этого слова интеллект!!!
Ну если продолжать вашу мысль, то можно прийти к такому понятию, как реинкарнация. Думаю не нужно путать историческую подоплеку из мифологии и житейские примечания.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии