Мотивация собак
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Мотивация - фактор, провоцирующий собаку, на совершение того или иного действия, для удовлетворения определенных потребностей. По виду потребностей, мотивацию можно разделить на три группы: мотивация, основанная на потребности жизнеобеспечения, зоосоциальной потребности и потребности саморазвития.
Потребности жизнеобеспечения, их еще называют витальные потребности. Сюда относится все действия собаки, направленные на сохранение и развитие организма. Например, потребность в еде, воде, защите, двигательной активности и т.п. С недавнего времени, зоопсихологи причислили к витальным потребностям новую - потребность в положительных эмоциях. Научно доказано, что собака, не обделенная лаской и вниманием, имеет более крепкое здоровье и живет гораздо дольше.
Мотивация собак, основанная на потребностях жизнеобеспечения - самая сильная. Ведь неудовлетворение любой из этих потребностей, может привести к гибели. Широко применяется в дрессировке мотивация, основанная на потребности собаке в еде, особенно если собака - пищевик.
И если потребности жизнеобеспечения, обеспечивают существовании отдельно взятой особи, то зоосоциальные потребности, имеют более глобальное значение, и направлены на сохранение целого вида. Зоосоциальные потребности позволяют животным сосуществовать в группе, что увеличивает шансы на выживание вида. Совместная охота, например, гораздо более эффективна, чем охота одиночки. Соответственно все участники группы имеют возможность удовлетворить свои пищевые потребности в полной мере.
К зоосоциальным потребностям относятся половые (инстинкт размножения), родительские (материнский инстинкт), территориальные (инстинкт защиты территории). Сюда же отнесем потребность взаимодействия с представителями своего и другого вида, а также потребность формировать иерархические отношения.
Мотивацией агрессии на хозяина, выступают, как правило зоосоциальные потребности собаки, а именно потребность в построении иерархических отношений. Совсем не обязательно, что любая собака будет стремиться занять лидирующее положение в группе. Большинству особей комфортно и на более низких ступенях иерархической лестницы. Другое дело, если хозяин (лидер), по мнению собаки, откровенно слаб. В этом случае инстинкт предписывает особи занять высшую ступень иерархии. С целью улучшить условия существования группы.
Молодой собаке неведомо, что добывать пищу в условиях мегаполиса - занятие сложное и неблагодарное, но инстинкт есть инстинкт. И агрессия, основанная на желании стать лидером, легко гасится с помощью пищевой мотивации. Если собака поймет, что без помощи хозяина удовлетворить пищевую потребность невозможно, она легко откажется от своих притязаний. Ведь у любой особи на первом месте стоят потребности жизнеобеспечения и только потом все остальные.
И наконец последняя группа потребностей - потребности в саморазвитии и обучении. Особенно развиты эти потребности у щенков и молодых собак и ориентированы на будущее. Это потребность в игре - имитации боя, которая в дальнейшем позволит особи постоять за свою жизнь. Все замечали, как собака играя, старается ухватить противника за ноги, шею, уши. Уронить на землю, подмять под себя. Или упасть самой, чтобы добраться до живота - самой незащищенной части животного. В то же время, партнер по игре, старается всячески увернуться и подставить под удар филейную часть, повреждение которой наименее чревато последствиями.
Потребность в подражании позволяет собаке перенять опыт взрослой, авторитетной особи. Например, чтобы замотивировать некоторых собак прыгнуть через барьер, достаточно прыгнуть самому или показать, как это делает другая собака. Групповая дрессировка именно тем и полезна, что позволяет собакам наблюдать, как выполняют упражнения другие собаки и получают за это похвалу и лакомство. Из чего собака делает вывод, что если сделает также, кусочек перепадет и ей.
В далеком прошлом, когда я занималась со своей первой собакой - ризеншнауцером на дрессировочной площадке, инструктор приводил с собой собственную отдрессированную собаку. Сначала команду несколько раз выполняет собака инструктора, за что ее демонстративно хвалят и угощают лакомством. Затем наступает очередь собак-учеников. И что удивительно, некоторые собаки сразу понимали, что от них требуется, даже без применения механического воздействия.
Потребность в получении новой информации, также относится к группе потребностей саморазвития. Щенок любопытен, все пробует на зуб. Таким образом, он изучает свойства предметов. На прогулке, молодую собаку интересуют запахи, звуки, новая незнакомая территория. Поэтому для полноценного развития особи, необходимо как можно больше времени уделять социализации. Показывать разные места и предметы. Объяснять, как вести себя в той или иной ситуации, обеспечить общение с другими представителями своего вида. Это позволит в дальнейшем избежать стрессов. Собака будет чувствовать себя уверенно в любой обстановке и не спасует перед опасностью .
Весь дрессировочный процесс основан на правильном применении мотивации. Для того, чтобы сформировать у собаки тот или иной навык, нужно создать мотивацию и предложить алгоритм ее удовлетворения. Например предложить вкусно пахнущий кусочек, скомандовать "сидеть" и посадить собаку механически. Таким образом закрепиться связь и сформируется навык. В дальнейшем, чтобы посадить собаку уже не нужно применять механическое воздействие. Достаточно одной команды.
Сила мотивации влияет на скорость запоминания или выполнения команды. Например, голодная собака, будет отлично работать за лакомство. Собака, испытывающая недостаток физической активности, будет с удовольствием играть с сородичами или бегать за палкой и так далее.
Расскажите, какую из видов мотивации, вы используете для обучения своей собаки чаще всего и чем это обусловлено? А возможно кто-то дополнит или оспорит мои познания, на примере собственного опыта?
Очень интересная и полезная информация. Помогает понять собак лучше и самое главное понять, как устроен механизм дрессировки. Мотивация собак очень ценный и мощный инструмент, который позволяет воспитывать и обучать собаку. Если все делать со знанием дела, то многие проблемы с непослушанием и плохим поведением решить будет очень просто. Прежде, чем опускать руки и ставить диагноз собаке, что она неуправляема, надо разобраться в ее поведении, понять, что ее толкает на те или иные поступки. Потом правильно подобрать мотивацию и все будет в порядке. Есть о чем подумать и поразмышлять, после такой статьи.
Для моей собаки лучшая мотивация вкусное лакомство и одобрение хозяина. Она наверно у меня пищевик и на лесть падкая. Обожает, когда ее хвалят. Ради вкусняшки Сильва готова стараться выполнить любые команды. Я рада этому, потому что проблем с поощрением нет, хуже, когда приходится искать другие способы мотивации собаки. К счастью многим из наших питомцев важно внимание и ласка хозяина, да и лакомство тоже многие любят.
Мой пес, как мне кажется, не интересуется ничем. Даже любимое лакомство не считается. Он здоров, привит. Минус в том, что безумно ленив. Единственное что может не надолго вывести его из такого состояния- открытая дверь в дом. Чтобы попасть туда он и сядет, и лапу даст...
По моему личному опыту наилучшим стимулом для развития собаки является еда. Причём правильно будет разделить её на две категории отличное выполнение и среднее выполнение задания (это касается тренировки команд и действий). За отличное выполнение без раздумий и поправок можно наградить кусочком варёной колбасы или маленьким кусочком мяса 1,5 на 1,5 см. За среднее выполнение, то есть пришлось либо ждать выполнения либо поправлять после, таким же кусочком сухаря (никаких покупных только те, что сами насушили). В любом случае нельзя собаку ругать или наказывать на занятиях, ведь собака как ребёнок всё понимает но не говорит. Так же послушание собаки зависит от взаимоотношения хозяина и собаки, зверь будет слушаться только того кого признал, как вожака и уверен, что этот вожак давая команды и требуя их выполнения заботится только о благополучии самой собаки. Если всё же собака не играет не бегает и не хочет ничего делать можно придумать другой способ, я в такой ситуации, взял собаку на поводок и стал бегать подстраиваясь под ритм бега бобика. Но такой способ хорош только когда уверен , что собака здорова и физически может это делать.
Я всегда использовал на занятиях мотивацию пищевую и игровую. И даже не знаю, какая лучше работает. Одно знаю точно - когда мой пёс видит поблизости крупного кобеля, то можно совать ему прямо под нос любое лакомство и любую игрушку - даже не нюхнёт, не взглянет.
У моего пса самая главная мотивация это еда. Причем поощрение лакомством действует на него настолько сильно, что другие варианты мотивации можно для него и не искать.
Моя Санта как и все, падкая на еду. Ради кусочка колбаски выполнит любую команду. В похвале и увеличенном внимании она особо не нуждается, живет в доме, спит под диваном, а то и на нем с утра, как кошка, просится под одеяло. В тарелке всегда есть еда. Когда ходили на занятия ей явно это нравилось, дома колбасой не кормим, а там всегда получала, заслуженное.Хотя можно отметить, что погулять с другими собаками она тоже любит. Начинали ходить с ее братом, занятие продолжалось около 1 часа с 2 перерывами по 5 мин., от они там и бегали вместе, с другими собаками не любят гулять.
Когда ей исполнилось 2,5 года решили повязать, могу сказать, что наша дама, не особо приветствует кабелей, вязка состоялась, но пришлось приложить много усилий.
Что касается доминантности в стае, я этому собаку не учила, она лидер по натуре. Всегда подавляет рядом находящихся сук, если это ей по силе.
Сейчас собаке 4,5 года, знает все команды, исполняет без лакомства, просто хвалю.
Считаю, что в раннем возрасте нужно побольше хвалить, гладить и любить собаку, всячески показывать что вы ней гордитесь, любите. В том что бы дрессировать с помощью лакомства не вижу ничего предосудительного, команды закрепите, перестанете давать.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии